AR-info.ru / Приключенческие гонки и мультиспорт / AdventureRaces.ru

ADVENTURE RACES
Приключенческие гонки и мультиспорт
TEAMBUILDING - тимбилдинги, командные треннинги
Приключенческие гонки и мультиспорт AdventureRaces.ruПриключенческие гонки и мультиспорт AdventureRaces.ru
Привет! !
Авторам >>>


Технические приёмы спортивного ориентирования :: Статьи :: :



"Технические приёмы спортивного ориентирования"
Разместил: Елена Правенькая, 15-4-2014

Из Книги «Техника ориентирования». (2004 А. В. Иванова А. А. Ширинян)


Разновидности технического приема «ориентирование с помощью чтения карты».

Технический прием «ориентирование с помощью чтения карты» подразделяют на несколько разновидностей –

ориентирование по точечным объектам,
ориентирование по линиям,
ориентирование по площадям и
ориентирование по рельефу.

Конечно же, на практике при исполнении данного технического приема могут использоваться все четыре варианта, однако с точки зрения обучения и дальнейшего совершенствования технического мастерства, все эти варианты следует рассматривать и отрабатывать на тренировках по
отдельности.


Ориентирование по площадным объектам.

Передвижение по цепочке примыкающих друг к другу площадных ориентиров, как правило, не вызывает труда, если эти площадные объекты хорошо различимы на местности и имеют четкие границы с характерными точками (углы, изгибы, другие точечные объекты вблизи границ).
При хорошей видимости и относительно небольших размерах площадного ориентира (поляна, болото, полуоткрытое пространство и т.п.) ориентировщик в любой момент времени знает, где он находится, и без особого труда может выйти на следующий ориентир из цепочки площадных объектов.

Суть ориентирования по площадным объектам состоит в том, что ориентировщик знает те границы, в пределах которых он находится. Если же ему для каких-то целей нужно уточнить свое местоположение, надо воспользоваться вспомогательными уточняющими, преимущественно точечными ориентирами.

Ориентирование по площадным объектам – это один из самых скоростных приемов ориентирования, поскольку количество обращений к карте на бегу сравнительно невелико, и до тех пор, пока не требуется знать свое местоположение с более высокой степенью точности, можно чувствовать себя в относительной безопасности.

Для отработки этого приема можно использовать прохождение специально спланированных дистанций по
полноценной карте. Если карта слишком подробна для таких упражнений, можно убрать с нее часть
информации, например, дороги и тропы (современные карты в формате OCAD позволяют это сделать).


Ориентирование по линейным объектам.

Этот технический прием достаточно прост в исполнении. Более того, именно с освоения этого приема начинается обучение ориентированию. Тем не менее, он таит в себе ряд «подводных камней», особенно при густой сети дорожек, просек и троп. Это касается прежде всего тех моментов, когда необходимо перейти с одного линейного ориентира на другой. Простота контроля над своим местоположением может оказаться обманчивой, особенно в тех случаях, когда после длинного отрезка по дороге необходимо свернуть на нужную тропинку. Чтобы не произошло сбоя, то есть снижения скорости или остановки на развилке или перекрестке, необходимо принять решение о том, когда и куда сворачивать заблаговременно, прежде чем нужная тропинка окажется в поле видимости. Иными словами, ту тропинку, на которую предстоит свернуть, нужно ждать заранее.

Ориентирование в заданном направлении на лыжах и велоориентирование представляют собой ориентирование по линиям в чистом виде. Однако в лыжном ориентировании допустим чисто механический подсчет развилок и перекрестков, поскольку следы снегоходов, обозначенные на карте, хорошо различимы на местности. При ориентировании бегом некоторые тропинки и просеки могут быть плохо заметны на бегу, поэтому необходимо пользоваться дополнительной уточняющей информацией с карты, чтобы быть уверенным в своих действиях. Иногда приходится прибегать к оценке пройденного расстояния и даже к подсчету шагов, хотя чаще всего можно обойтись и без этого, если внимательно читать карту на бегу.

Вообще говоря, бег по линейным ориентирам, особенно по дорогам, опасен из-за аритмии в процессе ориентирования. Кажущаяся легкость такого ориентирования нередко приводит к превышению скорости бега, редкому обращению к карте, и спортсмен может «выпасть» из привычного ритма работы с картой. Не ленитесь поглядывать в карту, даже если вам предстоит пробежать 500-600 метров по дороге, никуда с нее не сворачивая. Если же вам решительно нечем заняться, просмотрите часть дистанции вперед, выберите варианты на следующих этапах, особенно длинных. Потом у вас может не найтись для этого времени.
Подведем краткие итоги. Суть линейного ориентирования состоит в том, что вам постоянно известна одна из ваших линейных координат, а вторая известна лишь время от времени. Умение быстро и своевременно определять эту самую вторую координату и есть решающий фактор в овладении этим техническим приемом.

Тренировка ориентирования по линиям может осуществляться как на специально спланированных дистанциях по обычной карте, так и по карте, с которой снята вся информация, кроме дорожной сети.

Специальное упражнение, называемое «бег по нитке», при условии, что оно спланировано соответствующим образом, обучает использовать в качестве линейных ориентиров не только дороги и тропинки, но и края площадных ориентиров и некоторые протяженные формы рельефа.


Ориентирование по точечным объектам.

Быстрое и уверенное ориентирование по точечным объектам возможно, как правило, только в условиях хорошей видимости и проходимости, а также при наличии достаточного количества этих самых точечных объектов. Если же эти условия не соблюдены, такой технический прием выполняется при поддержке компаса для контроля над направлением движения. При малом количестве точечных объектов, встречающихся на пути в пределах видимости, все они служат в качестве опорных ориентиров.

При большом количестве ориентиров, то есть в ситуации избыточной информации, решающее значение играет умение выделить те из них, с помощью которых можно быстро и надежно определить свое местоположение по карте. Выделять следует уникальные по типу и по форме объекты. Например, на местности с глинистым грунтом камни встречаются редко, и отдельный камень служит надежным опорным ориентиром, но на местности с большим количеством камней и скал можно опираться лишь на наиболее выдающиеся по размеру камни или искать объекты другого типа. Очень хороши в качестве опорных ориентиров мелкие формы рельефа или другие объекты оригинальной формы, которые невозможно перепутать с другими.

В условиях избыточной информации можно просто передвигаться в нужном направлении в расчете на то, что какой-либо характерный ориентир попадется вам на глаза и позволит уточнить местоположение. При малом количестве объектов и недостаточной видимости маршрут движения от одного опорного ориентира к
другому должен быть спланирован заранее, а для контроля над выдерживанием направления движения следует время от времени поглядывать на стрелку компаса.
Ориентирование по точечным объектам обычно применяется на заключительном отрезке этапа, при выходе непосредственно к знаку КП и относится, прежде всего, к приемам точного ориентирования.


Ориентирование по рельефу.

С точки зрения вышеизложенного ориентирование по рельефу представляет собой сочетание всех трех способов ориентирования с помощью чтения карты, поскольку формы рельефа, в зависимости от своих размеров и формы (извините за тавтологию), могут иметь характеристики площадных, линейных и точечных ориентиров. Однако главная суть этого приема состоит в умении интерпретировать горизонтали на карте и превращать их в зрительный образ формы земной поверхности.
Поэтому отработке этого технического приема следует уделить особое внимание.

Крупные формы рельефа и склоны, используемые при ориентировании в качестве площадных ориентиров, дают спортсмену больше информации, чем плоские площадные объекты.
Во-первых, за счет оценки того уровня (высоты), на котором мы находимся, появляется возможность точнее знать свое местоположение.
Во-вторых, направление склона хорошо видно как на карте, так и на местности, что позволяет оценивать направление движения при беге вдоль или поперек склона.
Протяженные формы рельефа, такие как овраги, лощины, подошвы склонов, служат в качестве направляющих линейных ориентиров и позволяют без труда контролировать направление движения.
Мелкие формы рельефа, имеющие характерную форму и размеры, служат в качестве надежных опорных ориентиров, позволяющих с высокой степенью надежности уточнять свое местоположение.

Кроме того, расположение точечных объектов на карте относительно горизонталей (например, отдельных камней, воронок и т.п.) служит дополнительным фактором, способствующих их однозначному опознанию на местности.
Так, например, не всегда просто определить, какой из трех камней, обозначенных на карте на расстоянии 50 м друг от друга, вы видите перед собой, если они расположены на плоском месте. Но если один из них находится на линии водостока (тальвеге) лощины, другой – на ее склоне, а третий – на бровке лощины, отличить их друг от друга не составит особого труда.

Определенную трудность представляет оценка перепада высот при движении. Речь идет о том, что если КП расположен на точечном объекте, который находится на склоне на высоте 20 м от подошвы, и у вас нет других уточняющих ориентиров на подходе к нему, определить, на какую высоту относительно подошвы вы поднялись, бывает достаточно сложно. Лучше всего выходить на такой КП вдоль склона, используя в качестве точки для взятия КП («точки атаки КП» - так принято называть последнюю «привязку» перед КП в современной терминологии) какой-либо объект, расположенный на том же уровне. Если такого объекта нет, надо найти какую-нибудь «привязку» на высоте +/- 10 м от уровня точки КП. Набор или потерю высоты в пределах 5-10 м еще можно оценить по ощущениям, но при попытке подняться или спуститься на 20 м и более надо считаться с вероятной ошибкой при оценке перепада высот.

Основным методом тренировки ориентирования по рельефу является прохождение дистанций по «рельефной» карте, то есть карте, на которой удалена вся информация, кроме рельефа и гидрографии. В том случае, когда передвижение на местности затруднено из-за неравномерной проходимости, рекомендуется в дополнение к синему и коричневому оставлять на карте и зеленый цвет.


«Точное» и «грубое» чтение карты.

Именно так было принято называть две основные разновидности технического приема «ориентирование с помощью чтения карты» несколько лет назад. Различие между ними состоит в скорости бега, допустимой погрешности знания своего местоположения, а также в количестве и качестве воспринимаемой и обрабатываемой информации.

В первом случае во главу угла ставится точное знание своего местонахождения в каждый момент времени с минимально возможной погрешностью. При этом внимание обращается практически на все ориентиры, лежащие на пути, а скоростью бега приходится в какой-то степени жертвовать. С точки зрения терминологии такой технический прием правильнее было бы называть «подробное чтение карты».

Во втором случае можно поддерживать более высокую скорость бега, обращая внимание лишь на наиболее характерные, легко опознаваемые на бегу объекты.

Погрешность определения местоположения при этом может быть выше, чем в первом случае. Будем называть этот технический прием «глобальное чтение карты».

Каждая из разновидностей технического приема «чтение карты» занимает свое место в техническом арсенале ориентировщика.
Подробное чтение карты используется при выходе на КП, где точность выхода имеет решающее значение.
Глобальное чтение карты может применяться при беге на этапе между КП до тех пор, пока скорость бега имеет большее значение, чем точность выхода в заданную точку.

Вопрос о том, какой из этих приемов следует осваивать в первую очередь, решается очень просто. Проведем аналогию с обычным чтением текста. Прежде чем научиться читать бегло, схватывая только самую суть написанного, не вникая в детали, нужно просто научиться читать правильно. Также обстоит дело и с чтением карты.
Только научившись читать карту во всех ее деталях, можно позволить себе опускать наименее существенные из них, и читать карту либо выборочно, либо обобщенно. Только научившись читать карту медленно, можно освоить чтение карты на бегу на высокой скорости.


Подробное чтение карты.

Технический прием «подробное чтение карты» используется, как правило, в заключительной части этапа при выходе в точку КП.
По сути дела речь идет о передвижении по цепочке ориентиров, выводящих непосредственно к знаку КП.
Размеры ориентиров, которые следует использовать в качестве промежуточных опорных точек, зависят как от размера конечного ориентира, на котором расположен КП, так и от условий видимости на местности.
Чем крупнее объект КП и чем больше видимость в лесу, тем с большей погрешностью можно выходить в зону видимости знака КП. В условиях хорошей видимости и при высокой плотности ориентиров можно обращать внимание только на наиболее характерные из них.

Речь идет о том, что в таком случае совсем не обязательно стараться распознать по карте все объекты, которые находятся в поле зрения, а о том, чтобы пользоваться таким количеством информации, которая является необходимой и достаточной для безошибочного взятия КП.

Тот факт, что данный технический прием основан на чтении карты, не означает, что при его исполнении не следует пользоваться компасом. Просто в данном случае компас играет вспомогательную роль. С его помощью проверяют, правильно ли сориентирована карта, а также используют для контроля направления движения в тех случаях, когда следующий по ходу объект не виден с предыдущего.

В качестве упражнений в подробном чтении карты используются специально спланированные дистанции с небольшим расстоянием между КП по картам высокой и средней насыщенности. Хорошим способом тренировки является также «бег по нитке» или ориентирование на маркированной трассе. При прохождении таких тренировочных дистанций следует делать акцент на точность ориентирования, а не на скорость движения, особенно на начальных этапах обучения.


Глобальное чтение карты.

Именно так было принято называть две основные разновидности технического приема «ориентирование с помощью чтения карты» несколько лет назад.
Различие между ними состоит в скорости бега,
допустимой погрешности знания своего местоположения,
а также в количестве и качестве воспринимаемой и обрабатываемой информации.

При тренировке в глобальном чтении карты акцент делается на поддержание высокой скорости бега.

Для этого применяются методы выборочного и обобщающего чтения карты.

Выборочное чтение карты применяется, как правило, в условиях избытка информации, то есть, при высокой плотности ориентиров, но может применяться и как раз в противоположной ситуации, когда надежные для опознания объекты появляются в поле зрения лишь эпизодически.
При выборочном чтении карты внимание обращают только на отдельные характерные ориентиры, которые легко распознаются на бегу.
Для этого требуется умение находить такие объекты на карте и распознавать их на местности.
Важно поддерживать активный характер ориентирования, то есть, сначала находить такие объекты на карте, создавать их зрительный образ, а потом ожидать их появления на местности и опознавать по внешнему виду.

Очень существенным фактором для надежного опознания таких объектов является не только их схожесть с тем, что отражено на карте, но также и их расположение в пространстве, иными словами, ожидаемый объект должен появиться в нужном направлении и на нужном расстоянии. Пассивный характер ориентирования, то есть попытка «зацепиться» глазами за какой-либо выдающийся ориентир на местности, а потом уже искать его на карте, допустим только в случаях возникновения сомнений или при частичной потере связи карты с местностью.

При выборочном чтении карты спортсмен знает свое местоположение на карте с постоянно меняющейся погрешностью. Время от времени он определяется с точностью до размеров опознаваемого им ориентира, в промежутках между такими точками он знает лишь, что находится между последним опознанным ориентиром и ближайшим ориентиром, который ему предстоит увидеть и опознать.

Обобщающее чтение карты также применяется в условиях высокой плотности ориентиров, но еще и в тех случаях, когда в поле зрения находятся только объекты крупных и средних размеров.
Однако, в отличие от выборочного чтения карты, внимание обращается только на крупные ориентиры или совокупности мелких ориентиров, которые могут быть восприняты как единое целое.
Так, например, если на карте среди относительно плоского и невыразительного рельефа выделяется область мелкого рельефа размером 200 на 300 метров, а до КП еще далеко, и нам совершенно не обязательно знать с большой степенью точности, где мы находимся, то вся эта зона может быть воспринята как один крупный площадной ориентир.
То же самое касается ситуации, когда на относительно пологом склоне расположено несколько промоин, начинающихся от середины склона. В этом случае нам достаточно выйти в зону, где располагаются промоины, а если мы их не увидим, значит, мы прошли выше по склону. Такую же роль могут играть скопления точечных ориентиров, например, камней. Важно, чтобы примерные границы зоны компактного расположения объектов можно было различить на местности визуально.
К обобщающему чтению карты относится также умение различать среди скопления мелких деталей рельефа более крупные формы.

Отработка навыков глобального чтения карты производится на специально спланированных дистанциях, на которых КП располагаются на крупных или легко обнаруживаемых визуально объектах, с тем, чтобы взятие КП не представляло собой сложной технической задачи, и спортсмен мог бы поддерживать высокую скорость на всем протяжении дистанции.


Ориентирование с помощью бега по направлению.

Технический прием «ориентирование с помощью бега по направлению» (или просто «бег по направлению») предполагает умение выходить в заданную точку преимущественно за счет движения в заданном направлении, прибегая к чтению карты в качестве вспомогательного средства.

Основой успешного применения этого технического приема является уверенное владение техническими элементами пространственного ориентирования, такими как бег по направлению и оценка пройденного расстояния.

В зависимости от размера, видимости, протяженности и пространственного расположения объекта, служащего конечной целью, выделяют такие разновидности этого приема как «бег в мешок» и «бег с упреждением».


«Бег в мешок».

«Бег в мешок» – это бег в направлении объекта, который имеет четко видимые границы на подходе к нему как с правой, так и с левой стороны, причем бег вдоль любой из этих границ приводит в конечном итоге к цели. Примером такой ситуации является бег в направлении перекрестка дорог или просек. «Бег в мешок» - это самый безопасный и скоростной технический прием, допускающий передвижение с высокой скоростью при минимальном контроле над выдерживанием направления. В самом деле, куда бы вы ни отклонились, вправо или влево, вы все равно в конечном итоге придете к цели. В качестве боковых сторон такой
естественной ловушки могут служить различные линейные ориентиры, в том числе и протяженные формы рельефа или четкие границы площадных ориентиров.

Если направляющие боковые ориентиры сходятся под тупым углом, мы имеем дело с «широким мешком».
В этом случае безопасность выхода повышается, но цена отклонения от заданного направления возрастает, так как при значительном отклонении в конце пути приходится бежать почти в поперечном направлении.

Если же они сходятся под острым углом («узкий мешок), то потери времени при отклонении незначительны, но возрастает риск промахнуться мимо «ловушки».

Ситуации, способствующие использованию этого технического приема, встречаются при прохождении дистанции довольно часто, и надо стремиться использовать их для повышения скорости передвижения и надежности ориентирования.


С – 1. «Бег с упреждением», Отклонение в левую сторону. 1 – 2. «Бег в мешок»

«Бег с упреждением».

Если объект, служащий в качестве цели (конечной или промежуточной), имеет «перила» только с одной стороны, то возникает ситуация для «бега с упреждением».
В этом случае мы можем позволить себе заведомо отклониться от заданного направления в одну сторону, чтобы попасть на выводящий линейный ориентир.
«Бег с упреждением» – это своего рода «односторонний бег в мешок».
Такой технический прием более сложен как в планировании, так и в исполнении, и требует значительно большей осторожности, чем просто «бег в мешок».
Ситуации, способствующие применению «бега с упреждением», встречаются на дистанции не реже, чем ситуации для «бега в мешок», но разглядеть их, спланировать свои действия, а главное, безошибочно выполнить «бег с упреждением», значительно труднее.

Отработку этих разновидностей технического приема «бег в направлении» следует проводить на специально спланированных тренировочных дистанциях. При этом спортсмен может спланировать и осуществить такую тренировку самостоятельно, без предварительной постановки знаков КП на местности. Достаточно лишь использовать в качестве промежуточных целей хорошо различимые на местности линейные объекты, их развилки и пересечения.


«Бег с упреждением». «Точный азимут»

Особо следует выделить такую разновидность технического приема «ориентирование с помощью бега по направлению, как «точный азимут», применяемую непосредственно при выходе на КП с последней привязки в условиях плохой видимости или низкой плотности ориентиров. Здесь допустимы лишь очень малые отклонения, к тому же необходим контроль расстояния.
Наличие или отсутствие промежуточных ориентиров определяет как частоту обращения к компасу, так и возможность контроля пройденного расстояния по методу эталонных отрезков.
При отсутствии такой возможности приходится прибегать к счету шагов (к счастью, такие ситуации в современном ориентировании встречаются очень редко).





Оставить коментарий :

Псевдоним:
Ваши замечания:
Ссылка (если нужно) - с http:// :
Название ссылки (если нужно):

Вычесть 1 из кода на картинке
Введите РЕЗУЛЬТАТ!:




Всего статей во всех разделах:221
Рассказы о приключенческих гонках79
пост-релизы и пресс-релизы12
Интервью с мультиспортсменами 29
Интервью с директорами и мультиспортсменами приключенческих гонок62
Тренировки14
Организаторы приключенческих гонок12
Экипировка для приключенческих гонок10
Питание мультиспортсмена3





       AR-info.ru       AdventureRaces.ru   
 
Экстремальный портал VVV.RU Copyright © 2003 — 2017 Приключенческие гонки и мультиспорт. Первый мультиспортивный портал
Designed by Pravenkaya