AR-info.ru / Приключенческие гонки и мультиспорт / AdventureRaces.ru

ADVENTURE RACES
Приключенческие гонки и мультиспорт
TEAMBUILDING - тимбилдинги, командные треннинги
Приключенческие гонки и мультиспорт AdventureRaces.ruПриключенческие гонки и мультиспорт AdventureRaces.ru
Привет! !
Авторам >>>


«100 в 24» - первый туристский марафон Ленинградского Клуба туристов. Эдуард Циперсон, Судья Всесоюзной категории по туризму :: Статьи :: :



"«100 в 24» - первый туристский марафон Ленинградского Клуба туристов. Эдуард Циперсон, Судья Всесоюзной категории по туризму "
Разместил: Елена Правенькая, 6-2-2012
100 км за 24 часа 2012. 2-й Чемпионат России по рогейну на лыжах 2012.

Источник: Группе Вконтакте "Горный кросс" опубликованы материалы Эдуарда Циперсона о первом старте "100км в 24 часа" в 1974г. в Сосново.

Начало октября 1974 года. Комиссия по соревнованиям Ленинградского Клуба туристов (ЛКТ) только закончила проведение шестого Первенства города по технике пешеходного туризма (ТПТ).


И сразу небольшое отступление. Соревнования по ТПТ в стране еще не проводятся нигде, еще нет такого термина в туристских соревнованиях. Есть, проводимые повсеместно, «соревнования на туристской полосе препятствий»: постановка палатки, костер, «кочки», бегом по бревну, вскарабкался по веревке, ну, конечно, «параллельная» и «воздушная» переправы в «беседке» и «обвязке» из репшнура. И только в Ленинграде участники уже с 68-го года сами наводят и выдергивают перила и навесные переправы, везут по ним «пострадавших», спускают их по вертикальным склонам, т.е. делают все то, что на первенствах по ТПТ Союза и России появится только в конце 70-х, после выхода в 1976г первых «Временных Правил по ТПТ».


Итак, VI-е Первенство закончено, стоит на редкость теплая, сухая погода, побуждающая к новым подвигам. Комиссию по соревнованиям я возглавлял с 65-го, собственно с ее создания в ЛКТ, а сейчас, с моим соратником по комиссии Анатолием Гордеевым (Клуб туристов Московской заставы – «КТМЗ»), размышляем о новых деяниях. На глаза попала краткая газетная заметка о марафоне «100 км за 24 часа», впервые проведенном этим летом Вильнюсским клубом туристов.


Дистанция шла от Вильнюса к Каунасу, по дорогам, в сопровождении машин обеспечения, с точками питания на промежуточных финишах, медобслуживанием, т.е. со всей присущей прибалтам основательностью. Нам, в ЛКТ, сейчас такого не потянуть. Надо бы как-то по проще, да и поинтереснее. И бежали наши литовские друзья (а в те годы наш клуб очень дружил с туристами Прибалтики, и ежегодно ездили друг к другу в гости, на соревнования), так вот бежали они по одиночке, фактически – легкоатлетический кросс на 100 км. Опять же, это не пешие, не горные, не лыжные, и, уж конечно, не водные соревнования. Так побегут ли наши? «Побежим» – сказали на Правлении ЛКТ представители почти всех видовых комиссий (понятно, что кроме вело- и авто-мото).


«Давай быстро, делай «Положение». Работа началась, мы выбрали район ручья Козлец, что между Орехово и Сосново. От платформы «69 км» на северо-восток по лесной дороге 7 км до озерца Щучье (Черное), где и заложен старт («Центр»), и здесь, пока что по скверной карте – «синьке», развернули 4 лепестка «ромашки» по 25 км каждый.


Замысел сводился к тому, что команда от Центра последовательно бежит по каждому из «лепестков», возвращаясь в Центр на регламентированный (не менее 30 минут) отдых, во время которого проходит медицинский контроль. На все – 24 часа ходовых, плюс полтора часа этого отдыха, в зачет не входящего. Впрочем, команда может спать сколько угодно, где угодно, но в общий регламент 25часов 30 минут нужно уложиться. При этом команда может сойти с дистанции, ограничившись меньшим количеством колец, т.е. пройдя только 25, 50 или 75 км, и войдя в соответствующую группу зачета, или сразу заявиться в одну из групп: «100 в 24», «75 в 24», «50 в 12» и «25 в 6». На любой вкус и подготовку.


Команды раздельные (мужские и женские), что бы мужики женщин не загнали. В команду допускаются до шести человек, с правом «сбрасывать» ослабевших придя в Центр или даже на КП, и доводя состав до зачетного – 4 участника. Контрольные пункты (судейские лагеря на 3 - 5 человек, с палаткой, круглосуточным костром, чаем и т.д.), решено расставить по 2 на каждом кольце, для контроля, связи и оказания помощи.


В середине октября «Положение» появилось на стенде ЛКТ (ул. Желябова - 27 , вот где , на 3-м этаже, находился наш клуб до конца 80-х!), и вот тут то и началось… Первыми с критикой выступили ветераны, корифеи туризма: «Раз марафон туристский, все должны бежать с рюкзаками, в штормкостюмах, в туристской обуви! И что б была палатка, спальные мешки, топор – пила, ну и т.д. По лесу бегут, мало ли что…» Ну, тут уж я уперся: это не поход, а марафон! Сошлись на фонарях, аптечке, спичках, большом ноже, репшнуре и свистках.


Волновались все, а больше всех – директор ЛКТ Юрий Леонов, только сменивший Льва Лазаревича Шухмана, руководившего ЛКТ с 1962-го. Все - таки впервые, кто его знает. Туристы, хоть и «спортивные», но народ разный. Одни заканчивают рабочий день кроссовой пробежкой, другие – бутылкой пива, а гонора, желания доказать, что ты не хуже других – хватает у всех. «Эдуард, ты того, не загони народ…». Тем временем мы с Анатолием поехали на выходные ставить дистанцию. С собой взяли Олю Кузнецову – инструктора ЛОСТиЭ (Лен. Областной Совет по туризму и экскурсиям). Девушка использовалась по прямому назначению: 2 дня стерегла лагерь, пока мы бегали по кругам. Ненадолго приехал на мотоцикле парень из КТМЗ, имени не помню. Подкидывал нас из района в район, заодно сверяли показания спидометра с нашими измерениями трассы курвиметром. Ясно было одно: карта не то, что плохая, а никакая, по ней, особенно ночью, могут уйти бог весть куда. Сделана еще в 64-м году для зимнего первенства ЛОС ДСО «Труд», и, причем, без рельефа.


Да, в те годы бегали и по таким самопальным «синькам»: дороги, просеки, тропы, ручьи – озера, но никакого изображения рельефа.


Ничего другого у наших ориентировщиков на этот район не было, да и площадь – не та. С Севера район дистанции подходил к поселкам Сосново и Снегиревка, с запада ограничен железной дорогой, с востока – шоссе Грузино – Сосново, а с юга – лесной дорогой «платформа Орехово – озеро Борково – озеро Ветреное». Дачный поселок Орехово в те годы почти не выходил севернее этой дороги, и третье кольцо трассы чуть задевало его северные окраины, но за это мы тоже поплатились.


Всего заявилось 30 команд. Судейство на КП взяли на себя туристы КТМЗ. ЛКТ выделил деньги на кормежку судей (2 рубля на человека в день), из автопарка ЛОСТ и Э заказаны большой туристский автобус ЛАЗ и грузовик ГАЗ-61 в качестве мобильного транспорта. Радиосекция ЛКТ направила своих ребят с четырьмя коротковолновыми рациями «Карат», руководил Эдуард Донцов. Старший инструктор ЛенОблДЭТС (Ленинградской Областной станции Юных туристов) Игорь Бритаров прислал 5 «Виталок» - маленькие УКВ – радиостанции, первые советские, разрешенные к пользованию на спортивных мероприятиях, с дальностью работы не более 1,5 км. Со всех участников собрали по одному рублю (это цена 500 грамм вареной колбасы или 2-х бутылок жигулевского пива). На эти деньги купили несколько ящиков белых батонов, чай, сахар, глюкозу, сердечные средства, на случай подкрепить бегунов. Вечером пятницы 2 ноября наша колонна прибыла на оз. Черное. Естественно, молодой водитель ЛАЗа сразу проклял и дорогу, и нас, организаторов… Но, доехали, развернули лагеря и наше ГСК, и команды.


Кстати, кроме наших двух машин, на поляне не было ни одной: времена, когда туристы стали приезжать на соревнования «своими колесами», еще не пришли. Автолюбители нашей страны, прежде чем купить вожделенную «копейку» (ВАЗ-2101), еще стояли в очереди, по 6 – 8, лет, а то и более.


Все команды сопровождают «группы поддержки»: держать лагерь, круглосуточное питание, да мало ли что… Так что вокруг нашего штабного автобуса разворачивается бивак, сравнимый со Слетом. Мандатная комиссия заполняет командные карточки. Гордеев на грузовике объезжает первые два кольца, развозит судей КП, радистов, ящики с продуктами, по дороге развешивает на деревья длинные куски бинтов – разметка.


Утром около автобуса развернули наш «Карат»: 10-метровая антенна и такой же «противовес», рацию поставили в салоне. Э. Донцов с рацией и женой Таней ушли на КП. У платформы судьи встретили и подогнали на поляну «Скорую помощь», поставили палатку для врача.


Небу был угоден наш первый марафон: яркое солнце, тепло. В 11-00 выстроился внушительный (с народом «поддержки») парад, подняли флаг ЛКТ, я произнес последние напутственные слова и пожелания. В 12-00 дан старт с пятиминутным циклом запуска команд: сверка по паспортам командной карточки, фломастером наносим «личный номер» на руке, проверяем снаряжение и аптечку.


Первыми стартуют две женские команды, заявившиеся на 100 км: «Биофизприбор» и завод «Большевик». Команды пошли по-разному. Одни - бодрым шагом, с небольшими рюкзаками, одеты как обычные туристы. Другие, как команда Академии Тыла и транспорта, в шортах, кроссовках, сумки на поясе, – рванули бегом. Через 2 с половиной часа поляна опустела, болельщики разошлись на поиски дров: нужен запас на всю ночь.


Володя, наш водитель ЛАЗа, был поражен всем происходящим. Работая в ЛОСТе на развозке экскурсионных мероприятий трудовых коллективов, он впервые попал на туристские соревнования. Немедленно сел на дежурство к «Карату», и до утра отбивал все попытки его сменить. Он же вел графики «хода команд», приклеенные к окнам автобуса, переживал, если кто-то надолго исчезал из сети радиоконтроля. Наши доводы: «…тебе еще завтра нас везти в город…» - не действовали. «Я на связи!!!»


В ту эпоху больше половины ленинградских квартир еще не имели телефонов, сотовая появилась в стране 25 лет спустя. У кабин таксофонов на улицах выстраивались очереди, монеты в 2 копейки были самыми дефицитными, их копили «на случай позвонить», а «автоматы» подчас пожирали «двушки», не соединив. Можно понять парня, севшего в лесу, «на связь».


Гордеев укатил на северный участок трассы наводить бревна - переправы через Козлец и Гладышевку (четвертый круг), а тем временем начал возвращаться «первый». Команда рысью подбегала к автобусу и сдавала карточку. Врач мельком оглядывал лица, выборочно трогал пульс. Мы ставили время прибытия, а команда уже бежала в свой лагерь, где ее поили, кормили, разували. Народ рушился отдыхать, а через 30 минут уже снова стоял перед нами, требуя вернуть карточку.


Начало темнеть. Я спохватился: увидят ли команды в темноте наши бинты – разметку. «Все будет в порядке – заверил Толя, - поехали. На втором круге команды начнут сыпаться…». Мы выехали в восьмом, становилось темно. И вот, зрелище: на всех поворотах и перекрестках трассы висят привязанные к стволам литровые стеклянные банки, в которых горят толстые «хозяйственные» свечи. Вдоль обочин, освещаемые фарами, идут команды, молча, как-то хмуро жмутся от грузовика к лесу. «Капитаны, кто снимает участников, давайте – в кузов!» - ору я из кабины. Двух или трех мы посадили, столько же забрали на КП. В Центре, куда вернулись, идет суета. Наш главный радист Володя не умолкая кричит в микрофон. Работают станции и второго и третьего круга, слышимость плохая, «Виталки» ретранслируют друг друга.


ЧП грянуло в одиннадцатом. Сообщало второе КП третьего круга: первая прошедшая его команда сразу вернулась - нет разметки! Наш грузовик рванул напрямки к северной границе Орехово. На КП мечется небольшая, но скандальная толпа уже из трех команд: «Звезда» (Академия Тыла), «Электросила» и спортклуб «Молния». Ситуация ясна: ореховская дачная молодежь вечером оборвала со столбов всю разметку. Грузовик погнал по трассе, бегу следом, заново развешивая бинты. Используя свои свежие силы, отрываемся от команд и успеваем выйти на неповрежденную разметку раньше, чем команды нас догнали. А этим трем еще есть время разобраться, кто сильнее.


Рассветает. Половина команд уже лежит в лагерях. Проезжаю по завершающей части четвертого круга. В двух километрах от финиша стоит последний узел связи: развернуты антенны «Карата», Таня Донцова, извещает Центр о подходе команд к финишу. Рядом стоит палатка, в ней кто-то спит. «А это женская «Биофиза», сказали разбудить в 12-00». Ясно. Вторая команда, «Большевички», уже в нашем лагере, они сошли с дистанции. 12 часов. Все, кроме девушек «Биофизприбора» уже в лагерях. Таня докладывает по радио: «Они поднялись, выходят к финишу». Ору: «На построение!». Народ со стоном выползает, косолапо ковыляет на парад. «Как беременные пингвины…» - образно замечает кто-то рядом. Объясняю обстановку. Ребята разбегаются по кустам, и через 10 минут, когда девушки появляются на поляне, их встречают аплодисментами и осенними букетами. Последний результат – 22-58, а первый, у стайеров Академии Тыла и транспорта – 8-56.


Насколько корректно было проведено измерение длины трассы - сейчас судить трудно. Как многие документы ЛКТ, в конце 80-х пропали и схемы нашей дистанции. Измеряли курвиметром по примитивной, карте, погрешность могла быть, и немалая. Но это было так.


Всем спортсменам, выполнившим норматив «100 в 24» были вручены памятные жетоны: я сделал в НИИ эскиз, а выполнил на своем заводе один из активистов ЛКТ, фамилию, к сожалению, забыл. И, конечно, дипломы, вымпела…



ВСЕГО: на дистанции команд МУЖ Участ. МУЖ команд ЖЕН Участ. ЖЕН. Всего участ.
___________________________________________________________________________________________
«100 в 24» 19 105 2 10 115
«75 в 24» 4 19 - - 19
«50 в 12» 3 16 1 5 21
___________________________________________________________________________________________
ВСЕГО 26 140 3 15 155


Теперь вроде все. Последний гуманный акт: уговорили сонного Володю сделать лишний рейс, подвезти участников до платформы «69 км». Если взгляните в протокол, то команды «вне зачета» это те, кто закончил дистанцию «100» только втроем или вдвоем. Но жетоны дали и им.


Конечно жаль, что с гибелью большой части архивов ЛКТ, пропали карточки команд, и сейчас уже нельзя вспомнить ни их состав, ни фамилии судей нашего марафона.


Клуб оценил марафон высоко. Особенно довольна была горная комиссия: «Отличная проверка групп, давай на следующий год…». На следующий не получилось: в октябре 1975 г я решился уйти из НИИ «Дальняя связь» в Городскую станцию Юных туристов, процесс был непростой. А через год, в октябре 1976-го, мы провели второй марафон севернее Зеленогорска, между Щучьим озером и Красавицей. Теперь у нас была большая, еще черно-белая, но уже хорошая карта, и команды шли по ней. Дистанцию опять ставил Анатолий Гордеев, а на КП находились лагеря наших школьников- кружковцев СЮТур. В дальнейшем эти соревнования полностью перешли в план работы клуба туристов Московской заставы.





Оставить коментарий :

Псевдоним:
Ваши замечания:
Ссылка (если нужно) - с http:// :
Название ссылки (если нужно):

Вычесть 1 из кода на картинке
Введите РЕЗУЛЬТАТ!:




Всего статей во всех разделах:221
Рассказы о приключенческих гонках79
Интервью с мультиспортсменами 29
пост-релизы и пресс-релизы12
Интервью с директорами и мультиспортсменами приключенческих гонок62
Тренировки14
Организаторы приключенческих гонок12
Экипировка для приключенческих гонок10
Питание мультиспортсмена3





       AR-info.ru       AdventureRaces.ru   
 
Экстремальный портал VVV.RU Copyright © 2003 — 2017 Приключенческие гонки и мультиспорт. Первый мультиспортивный портал
Designed by Pravenkaya